I. Пояснительная записка.
Художественная литература имеет ни с чем незаменимую роль в воспитании учащихся. На уроках литературы не только воспитывается любовь к Родине и своему народу, гордость его прошлым, формируется умение отстаивать свои убеждения, пробуждается чувство прекрасного, углубляется понимание психологии человека, появляется желание быть добрым и честным.
II. Содержательная часть.
Образцы уроков внеклассного чтения по татарской литературе.
Подготовка к урокам внеклассного чтения имеет длительный процесс. Урок должен быть праздником для детей.
Примером тому, в 10 классе проводится урок внеклассного чтения по книге Ш. Камала «Бэхет эзлэгэндэ» («В поисках счастья» - 16 рассказов и 1 повесть). В 9 классе Ш. Ракипова «Таннар hаман матурмы?», Э. Еники «Голэндем туташ хатирэсе».
Как продолжение урока внеклассного чтения в 6 классе организую поездку-экскурсию в музей Ш. Казанбаева в село Сараши после обсуждения книги Мустафы Нугмана «Легенда о бессмертном цветке». Знания и сведения, полученные на уроке, дополняются впечатлениями после посещения музея.
Литература 6 класс.
Тема: Внеклассное чтение по поэме Мустафы Нугмана «Легенда о цветке бессмертнике».
Цель урока: Выразительное чтение отрывков поэмы, усвоение содержания. Дать больше сведений о Герое Советского Союза Шарифзяне Казанбаеве. Суть его подвига. Воспитание гордости героем-земляком. Как пример – в бой шли люди разных национальностей, потому что Родина в опасности.
Подготовка к уроку.
Задания учащимся:
1. Прочитать поэму М. Нугмана «Легенда…»
подготовить ответы на вопросы.
А) Обратить внимание на стиль поэмы.
Б) Назвать фронтовых друзей героя.
В) Как спасает Ш. Казанбаев комбата Белова?
Г) Расскажите легенду о бессмертном цветке.
Д) Как спасет знамя полка? Когда это было и где? (Выразительно читать отрывок).
Е) Когда было присвоено Ш. Казанбаеву звание Героя Советского Союза?
2. Приготовить иллюстрации к поэме.
3. 2 ученика готовят выступление – сообщение.
4. Для исполнения песни о Ш. Казанбаеве пригласить Хисматуллина И. И.
Оборудование урока:
1. Поэма М. Нугмана «Легенда о бессмертном цветке».
2. Альбом, посвященный Ш. Казанбаеву.
3. Пластинка с песней «Священная война»
4. Выставка цветов, о которых говорится в поэме.
5. Выставка иллюстраций учащихся.
6. Стенд в коридоре, посвященный Ш. Казанбаеву.
Ход урока:
1. Тема и цель урока.
2. Вступительное слово о Ш. Казанбаеве. Детство. Учеба. Предвоенные годы («Рассвет», 1984, 12 апреля).
Сообщение ученика
3. Звучит «Священная война».
Утро 22 июня 1941 года. Фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Началась кровопролитная война в нашей стране. Сыны народа поднялись на защиту страны. Среди них парень из Сарашей Казанбаев Шарифзян Габдрахманович. Когда началась война, он учился на курсах заготовителей сельпо. В августе 1941 года он получил повестку. Перед уходом на фронт он поклялся перед родителями, родственниками и друзьями беречь Отчизну как зеницу ока, если надо – отдать жизнь.
4. Образ земляка в литературе.
Работа по поэме.
1. История написания поэмы. (1968 г. М. Нугман был в Сарашах, собирал материал и в том же году написал поэму).
2. Обратить внимание на стиль поэмы.
3. Кто здесь говорит? (Говорят цветы: цветок бессмертия, подснежник, розовые, синие георгины, белые, красные хризантемы). (Показать открытки).
4. Назвать фронтовых друзей Ш. Казанбаева. (Тимерхан, Халмурзаев, Петров, Григорьян).
5. Как спасает Шарифзян комбата Белова? (Читать отрывки). (С помощью Игоря и травой подорожник).
6. Рассказать легенду о бессмертном цветке.
7. Как Шарифзян спасает Знамя полка? Когда и где это происходило? (Читать отрывки). (Это происходило в апреле 1944 года около деревни Чеколтень в Молдавии). В неравном бою погибли друзья. Старшина гвардии Шарифзян перед врагом остался один. Знамя полка Шарифзян Казанбаев закопал в яму и закрыл своим телом. Через некоторое время, услышав звук автомашин, топот копыт, поднял голову. Увидев его, сразу прибежали. Он слабым голосом им сказал: «- подо мной … Знамя полка… (Через минуту Шарифзян умер).
8. За что Шарифзяну Казанбаеву присвоено звание Героя Советского Союза?
9. Рассказ об увековечении имени Героя (Сообщение ученика «Рассвет», 1984, 12 апреля).
10. «Песня о Шарибзяне Казанбаеве» слова Р. Габдукаева, муз.
Ф. Сабирова в исполнении Хисматуллина И. И.
11. Заключительное слово учителя.
Ш. Казанбаев – единственный герой Советского Союза, которому присвоено звание Героя Советского Союза за спасение полкового Знамени. О нем написана поэма, написаны стихи поэтом-земляком Р. Габдукаевым, есть песни о нем. В нашей школе есть стенд, посвященный герою.
Самое главное – есть память народа. Храбрый земляк будет жить в наших сердцах.
12. Оценка работ учащихся.
13. Домашняя работа: написать сочинение.
Темы:
1. Храбрый земляк.
2. Бессмертный подвиг героя.
3. Друзья-однополчане.
Продолжение урока внеклассного чтения.
Поездка в музей им. Ш. Казанбаева в село Сараши.
Литература 9 класс.
Тема: Ш. Ракипов «Таннар hаман матурмы?» («Прекрасны ли зори ?»).
Цель: Усвоить содержание повести. Форм культуры межнациональных отношений. Отследить на примере исторических материалов примеры толерантного поведения воинов. Объяснения слова «прототип», «толерантность». Развитие навыков выразительного чтения. Воспеть славу 2 юношам – украинцу и татарину, прошедшим огонь и воду, особое внимание их удивительной дружбе.
Подготовительная работа.
1. Прочитать внимательно повесть Ш. Ракипова, готовить ответы на вопросы.
2. Кто главный герой повести? Расскажите о нем.
3. В какой форме написана повесть?
4. Кто помог Гильфану быть волевым?
5. Где начинают службу Гильфан и Иван? Покажите на карте.
6. Где начинается провокация японских самураев? Кто такой самурай? Посмотрите в татарском толковом словаре.
7. За какой подвиг Г. Батыршину и Ивану Чернопятко присвоено звание Героя Советского Союза?
8. Расскажите как занимался самовоспитанием Г. Батыршин во время учебы в военной академии.
9. «Дружба остается в силе». Кто это сказал? Расскажите об этом.
10. Рассказать об участии Гильфана в Великой Отечественной войне.
11. Почему Г. Батыршин и Иван уезжают в Японию. Найдите в тексте.
12. Как погибают 2 друга?
13. Какой смысл вкладывается в название повести?
Подготовить отрывки для выразительного чтения.
Читать завещание Гильфана (стр. 510-511).
3 ученика готовят сообщения:
1. Рассказать о писателе Ш. Ракипове (Из книги о татарских писателях).
2. Проследить по карте военный путь 2 друзей.
3. Заучивание завещания потомкам Г. Батыршина.
Подготовка к уроку.
1. Портрет писателя. Выставка книг. 2 платочка, кубыз, кукла.
2. Словарь. Физическая карта СССР, Атлас СССР, «История СССР в документах и иллюстрациях» (1917-1980) М-81. Плакат с вопросами.
Ход урока:
1. Объявление темы и цели урока.
2. Сообщение ученика о жизни и творчестве писателя (выставка книг).
3. Учитель: «В книге Ш. Ракипова «Герои не умирают» еще раз доказывает о неутомимом труде мастера пера. На последней странице есть список Героев Советского Союза. 3я глава называется «Список Героев Советского Союза татарской национальности и живущих за пределами Татарии» (281 стр.).
Откройте страницу 283. Чему вы удивились?
Оказывается воспето имя нашего героя-земляка - Ш. Казанбаева.
4. Собеседование по книге.
1) Кто главный герой? Расскажите о нем. (Г. Батыршин Первый Герой Советского Союза татарской национальности).
Слово учителя.
В этой повести рассказывается о подлинных героях. Писатель в своей работе не мог ограничиться только документальным материалом: он создал художественное произведение; поэтому писатель должен был прибегнуть к художественному вымыслу.
Дать понятие «прототип», «толерантность».
Вопрос: назовите произведения, которые имеют прототипы (Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» - прототип – герой Солвуетского Союза – Маресьев, Г. Абсалямов «Газинур» - Газинур Гафиятуллин. Ш. Маннур «Муса» - прототип – М. Джалиль. Ф. Яруллин «Паруса испытывает ветер» Фанис Яруллин).
- В какой форме написана повесть? (в форме воспоминаний героя).
- Кто повлиял на формирование волевых качеств в характере Гильфана? (Воспитание в семье Халиуллы, встреча с Иваном Чернопятко, воспитание в комсомоле, и т. п.).
Вывод: отзывчивая добрая среда с детства и общение с ними не пропали даром. Гильфан рос добрым, отзывчивым, волевым.
- Где начинают службу Гильфан и Иван? Покажите на карте (Дальний Восток, Посьет – Подгорная застава). Читать отрывки (413-414 стр.).
- Как начинается провокация около озера Хасан японских самураев? 1938 г. 29 июль.
- Кто это самурай? (Самурай – храбрый воин, выходец высшего воинского сословия).
Слово учителя: в этих схватках участвовали наши земляки: из Чалково – Уразов Шаем, из Березников – Имашев Аухат и из деревни Куземьярово.
- За какой подвиг присвоено звание Героя Советского Союза Г. Батыршину?
Отследить примеры толерантного поведения воинов.
Слово учителя: («История СССР в документах и иллюстрациях» 1917-1980 г. (стр. 144).
«П. Ф. Терешкин. Долго сражался героический лейтенант. Он истекал кровью, но не покидал своего поста. И лишь после 8- го ранения его, совсем обессиленного, вынес с поля боя младший командир Батыршин».
«Красная звезда» 1938, 17 окт.
Во время сильных боев лейтенант Терешкин поручает Гильфану раненых переплавлять на другой берег. Ширина озера на том месте почти 500 метров. Он переправляет 9 человек. Гильфан не думает о себе, а в 9-раз он переправил Терешкина. За этот подвиг ему присвоено звание Героя Советского Союза.
- Расскажите о самовоспитании Г. Батыршина во время учебы в военной академии? (Изучение арабского, английского языков, спортивная гимнастика, футбол, бокс, фехтование, отличная учеба).
«Дружба остается в силе». Кто это сказал? Расскажите об этом.
(Первая любовь к Рахиле).
- Расскажите об участии Гильфана в Великой отечественной войне.
- Почему уезжают в Японию Г. Батыршин и Иван Чернопятко? Найдите в тексте. (491-92).
- Как погибают два друга?
- На карте СССР (см. приложение) отметьте нитками военный маршрут двух друзей.
Сообщение ученика. Завещание Гильфана потомкам. (см. приложение)
- «Прекрасны ли зори?» «Таннар hаман матурмы?» Какой смысл вкладывает писатель в заголовок повести?
- Что завещал нам Гильфан и его друг Иван? (Читать стр. 510-511).
- Что вас волновало и удивило в повести?
- Два платочка, кубыз, кукла – найдите в тексте описания этих предметов.
Заключительное слово учителя.
Нам нужно знать о погибших, как говорил Р. Рождественский «Это нужно живым!» чтобы знать цену сегодняшней жизни, нужно помнить о погибших. Надо помнить 18-летних, которые ушли и не вернулись, навсегда оставшимися в нашей памяти молодыми.
Наша благодарность им, тем людям, о которых мы узнали, а таких было миллионы. Благодарны мы им за то, что 6 десятилетий живем под мирным небом. Что держит этот мир сегодня? – это мир и согласие между людьми разных национальностей. Так и дальше жить будем, если хотим мира и счастья.
III. Аналитико-рефлективная часть.
Такие уроки внеклассного чтения проходят на высоком эмоциональном уровне. Учащиеся, познавая этот материал, включаются в краеведческий поиск, глубже осмысливая отношения между людьми разных национальностей тогда и сегодня. С помощью учителя приходят к мысли, что только уважение людей друг к другу, познание межнациональной культуры сохранит мир и согласие на поликультурном пространстве, на котором мы проживаем все вместе.
Каждый в межнациональном пространстве должен также заботится о сохранении своих национальных корней. Это тоже подвластно внеклассному чтению. Примером тому приложение к уроку – спектаклю по теме «Подарок», основа его направлена на возрождение национальных традиций.
Уроки внеклассного чтения дают молодым людям ориентир на нравственный выбор во взаимоотношениях людей разной национальности.
IV. Дальнейшая перспектива.
Учитель намерен издать пособие по урокам внеклассного чтения. Это реально, потому что она имеет опыт работы по татарской литературе более тридцати лет.
Назад/Главная/"Сами с усами"/Методическая кухня/Голос века/Семейные ценности/Музей /Выпускники/